Режим молчания

Автор: Елена Логопедова

Режим молчания

Очень часто на приеме у логопеда появляются дети с заиканием. И первое что говорит любой логопед – организуйте «режим молчания»  или «режима ограничения речи», некоторые его называют «режимом лечебной речи», «щадящий режим». Сам период молчания длиться не долго от 15 дней до 1 месяца, в зависимости от состояния речи.

Многих родителей это вводит в ступор. Я согласна с родителями, которые отмечают, что создать такой режим в домашней обстановке для детей младшего дошкольного  возраста очень трудно. Конечно, полностью лишить их речевого общения невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно!   

Итак, режим речевого молчания включает в себя:

  1. Ограничение речевого общения детей;

  2. Показ примера спокойной, замедленной, четкой речи взрослых;

  3. Проявление тонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок);

  4. Организация игр-молчанок.

Ограничение речевого общения достигается снижением речевой активности заикающегося (ребенок должен как можно меньше разговаривать с окружающими его людьми). Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов, загадок, рассказывание сказок), а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т. п. Лучше на время лечения у логопеда не посещать детский сад, стараться гулять подальше от детей. Родители должны стараться предугадать желания ребенка и просто «задавить» его своей собственной медленной речью. В ситуации, когда родители очень много говорят и говорят у детей падает речевая активность .

Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить так же, как и они. Быстрый темп речи провоцирует появление запинок. Следовательно, в присутствии заикающегося нужно говорить строго придерживаясь тех правил техники речи, которые рекомендует логопед. Говорить желательно медленно, иногда даже растягивая слова, речь должна быть умеренной громкости и достаточно четкой.

Очень большое значение имеет тактичное отношение взрослых к речевому дефекту, не надо заострять внимание ребенка на его речевом дефекте. Ваши замечания должны носить отвлекающий характер, избегайте конкретных замечаний «Как ты сказал? Повтори еще раз, ты сказал не так». Переключите внимание ребенка на другую деятельность. А когда ребенок успокоится, можно попросить его рассказать о том, что он хотел. Если же ребенок никак не может успокоиться и включиться в речевое общение, надо успокоить его и предложить на выдохе спокойно сказать все, что ему хотелось. Если же речь его течет легко, свободно и только изредка появляются небольшие запинки, педагогично их просто не замечать.

В этот период очень полезны игры-молчанки. Продолжительность игр 10-40 минут, иногда, если это не затруднительно для ребенка до можно их довести и до 1 часа. Перед началом игры объясните ребенку условия игры, не забудьте обговорить , что ребенок должен постараться не говорить. Молча можно делать аппликации, рисовать, играть в мозайку, вырезать, конструировать, рассматривать картинки или диафильмы.

Конечно, невозможно обойтись без речи, но побуждать ребенка говорить «Экономно» фразами 2-3 слова, произнесенные замедленно очень важно для успеха дальнейшей работы.

Период относительного молчания не долог от 15 дней до 1 месяца, в зависимоти от соостояния речи. 

Успехов Вам и Вашему ребенку!

3 Responses to Режим молчания

  1. Полезная информация. Спасибо автору за просвещение и за труд.

  2. Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда.

  3. Неврозоподобное заикание может прекратиться, или заметно уменьшиться к 10-12 годам при благоприятной обстановке и при проведении своевременной коррекционной работы. Но оно же, на неблагоприятном фоне, особенно в переходном возрасте 12-16-ти лет, может перейти в неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями…

Добавить комментарий