Артикуляционная гимнастика

Меня часто спрашивают: «Зачем нам делать артикуляционная гимнастику, ведь ребенок только начинает говорить, или вообще не говорит?»

ПОМНИТЕ!!! Все речевые органы состоят из мышц, которые можно и нужно тренировать. Любящая мама интуитивно готовит ребенка к переворачиванию, ползанию,  а затем и к ходьбе. Точно также и органы речи нуждаются в тренировке. Природа создала прекрасный механизм этой тренировки – Грудное вскармливание. Но иногда это не возможно или недостаточно для полноценной подготовки речевых органов.  Для  таких случаев  существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционная.

 Для занятий дома с родителями логопеды обычно подбирают  лёгкие, подготовительные упражнения. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается до 10-15 раз. Когда ребенок научится выполнять упражнения можно убрать зеркало. При выполнении упражнений следите, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишние движения — округлять глаза или совершать параллельные движения другими речевыми мышцами. Желательно выполнять упражнения ежедневно, а лучше два раза в день утром и вечером.

Если вдруг у ребенка не получается то или иное упражнение помогите ему ложечкой, ватными палочками или пусть он поможет себе сам, ЧИСТЫМИ руками.

Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики  выполнить 1-2 упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

  1. Заборчик

Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Удерживать данное положение на счет до  5.

  1. Лягушка.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5.

Проследите, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

  1. Хоботок

Зубы в положении правильного прикуса. Губы сомкнуты и слегка выдвинуты вперед . Удерживать данное положение на счет до 5.

Проследите, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

  1. Лягушка-хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнения 2 и 3.

  1. Бульдог

Губы сомкнуты, язык  поднят и неподвижно лежит на верхних зубах. Удерживать данное положение на счет до 5

  1. Мартышка

Губы сомкнуты, язык  опущен и неподвижно лежит на нижних зубах. Удерживать данное положение на счет до 5

  1.  Окошко

На счет «раз» открывать, на «два» закрывать рот.

  1. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу.

Удерживать язык на счет до 5.

1---0004

Проследите, чтобы нижняя губа не напрягалась, язык лежал спокойно.

  1. Накажи непослушный язык.

Широкий распластанный язык расположить на нижнюю челюсть и пошлепать его верхними губами и зубами, произнося «пя-пя-пя».

1---0008

10. Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык изо рта острым жалом.

1---0005

11. Лопаточка-иголочка

На счет «раз», «два» чередовать упражнения  9-10

12. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поворачивать справа на лево.

Проследите, чтобы нижняя челюсть при этом упражнении оставалась неподвижной.

1---0006

13.Качели

Улыбнуться, открыть рот.. на счет 1-2 поднимать язык на верхнюю губу, затем опускать на нижнюю губу.

1---0007

Проследите, чтобы нижняя челюсть при этом упражнении оставалась неподвижной.

При подготовке к постановке звуков добавляются специальные комплексы упражнений, в зависимости от того  какой звук логопед вам будет ставить.

2 Responses to Артикуляционная гимнастика

  1. «Спрятать» нижнюю губку, прикусив её верхними резцами. Расслабленная верхняя губа при этом как бы «нависает» над подбородком. Удерживать в этом положении не менее 5 секунд.

Добавить комментарий