Нужно ли общаться с ребенком

Автор: Елена Логопедова

Очень часто можно заметить, что родители маленьких детей не разговаривают с ним. Когда их спрашиваешь, почему они не говорят с детьми. Родители отвечают: «Зачем, он же меня не понимает пока!»  Давайте обратимся к истории изучения вопроса о необходимости общения с ребенком.  В 1995 году  Бетти Харт и Тод Рисли из университета в Канзасе опубликовали результаты десятилетнего исследования, в котором они рассмотрели как и сколько 42 семьи в Канзас-Сити разговаривают у себя дома. Д-р Харт и д-р Рисли обнаружили тесную взаимосвязь между количеством слов, которые родители сказали своему ребенку когда ему было менее трех лет, и успехом в учебе до девяти лет. В три года ребенок рожденный в семье, чьи родители имеют специальность, услышали больше слов, чем те, родители которых имеют более скромное образование.

Это наблюдение имеет глубокое значение для отношений между детьми и родителями. Это предполагает, что отправка детей в дошкольные образовательные учреждения (детские сады) в возрасте четырех лет оказывается слишком поздним шагом для компенсации недостаточного домашнего образования, несмотря на то, что этот шаг поддерживают компетентные люди. Понимание того, как детский словарный запас развивается, растет, благодаря нескольким показанным презентациям в этом году на встрече Американской ассоциации содействия развитию науки.

Одно из самых ярких откровений пришло от Анны Фернлд из Стэндфордского университета, которая обнаружила, что различие появляется задолго до того момента, как ребенку исполняется три года. Даже в чутком возрасте 18 месяцев, когда большинство малышей произносит только с десяток слов, те которые из неблагополучных семей остаются в этом плане на несколько месяцев позади тех, которые из более благополучных. Действительно, различия появляются с рождения — думает д-р Ферналд.

Она измеряет то, как быстро малыши обрабатывают речь, когда просто сидят на коленях матери и видят два изображения: собаку и мяч. Записанный голос говорит малышу смотреть на мяч, а в это время камера записывает реакцию малыша. Это позволяет д-ру Ферналду заметить момент, когда взгляд ребенка начинает смещаться в сторону правильной картинки. В 18 месяцев малыши из более обеспеченных слоев могут определить подходящее изображение через 750 миллисекунд — что на 200 миллисекунд быстрее, чем те, которые из мене благополучных семей. А это — как говорит д-р Ферналд — огромная разница.

Кажется, что проблема носит совокупный характер. К тому времени как ребенку исполняется 2 года, уже существует шестимесячный разрыв между группами в способностях понимания языка и словарном запасе. Не сложно понять как это происходит. Малыши изучают новые слова из своего окружения, таким образом, чем быстрее он понимает слова, которые уже знает, тем легче он понимает те, которые он не знает.

Теперь понятно из работы д-ра Ферналда, что словарный запас ребенка составляют слова, которые были непосредственно сказаны самому ребенку, а не те, которые были просто услышаны дома. Но если оставить ребенка перед телевизором, это не даст тот же эффект. И если позволить сидеть ребенку у ног родителей-академиков, когда они разговаривают о Платоне, эффекта тоже не будет.

Эффект можно увидеть непосредственно в головном мозге. Кимберли Нобль из Колумбийского университета рассказала на встрече как лингвистические различия отражаются на структуре частей мозга, участвующих в процессе обработки языка. Хотя она ещё не может доказать, что услышанная речь заставляет мозг расти, результаты соответствовали уже существующим теориям, о том как опыт формирует мозг. Дети рождаются примерно с сотней миллиардов нейронов, а связи между ними формируются со скоростью увеличивающейся в геометрической прогрессии в первые годы жизни. Есть образец этих соединений, которые определяют как хорошо мозг работает, и что он изучает. К тому моменту, когда ребенку исполнится три года, он уже будет иметь около 1000 триллионов связей в своем мозгу, и именно опыт ребенка постоянно определяет, каким из них укрепляться, а каким упрощаться. Этот процесс, постепенно и необратимо формирует жизненный путь ребенка.

К счастью, неразговорчивость может быть легко поправлена. Красноречивые родители — это первое: многие, кто добровольно участвовали с детьми в исследовании не знали, что могли бы помочь своим малышам преуспеть в жизни, просто общаясь с ними.

Но есть, также, и приспособления, которые могут помочь. Одно из них- это устройство анализа языковой среды. Это что-то вроде шагомера, но отслеживает слова, а не шаги, путем анализа услышанной детьми речи. Изначально он был разработан как вспомогательное приспособление для ученых, но родителям требовались данные, которые оно записывало, и ученые, таким образом, поняли, что оно может послужить в качестве стимула. Говорят, что родители, использующие это устройство для контроля и совершенствования структуры речи, это напоминает носящего шагомер домоседа, который может достигнуть цифры в 10 тысяч шагов в день.

Недавнее исследование, проведенное Данной Зюскинд, показало как перспективен этот метод. Зюскинд является детским хирургом в Чикаго. Она заинтересовалась этим вопросом, когда проводила наблюдения за детьми с искусственными улитками(слуховой орган) в целях лечения глухоты.

Её новое исследование показало, что использование устройства анализа языковой среды в сочетании с одним визитом в целях консультирования родителей увеличивает на 32% число слов, которое ребенок слышит в час после шести недель. Программа Зюскинд Инициатива 30 миллионов слов (была названа так после открытия Харта и Рисли) сейчас использует эти устройства и ежедневно совершает визиты для улучшения лингвистического рациона детей в Чикаго. Родители обучаются словам, которые служат для большего обогащения. Например: вместо того, чтобы сказать — » Положи свою обувь на» можно сказать — » Пора выходить на улицу. Что мы должны сделать?»

Другие группы пробуют похожие методы. Мэр города Провиденс штата Род-Айленд, Энджель Таверас начал проект, который использует устройства анализа языковой среды для улучшения словарного запаса детей в дошкольных учреждениях. Между тем, в Чикаго и ряде других мест, медсестры, которые посещают матерей на дому, чтобы проконсультировать их о здоровье и питании также одобряют разговоры с детьми и чтение ребенку вслух. Такие меры являются эффективными и не очень дорогими.

И это хорошо. Известно, что дошкольные программы развивают умение детей считать, улучшают социальные навыки и (как видно из термина «дошкольный») готовят ребенка к школе. Но эти мера не справятся с разрывом в гораздо более раннем возрасте, который обнаружили Ферналд, Нобль, Сускин и другие. Именно этот разрыв в год между дошкольным образованием и возрастом в четыре года, кажется, и определяет шансы ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

4 Responses to Нужно ли общаться с ребенком

  1. Спасибо за полезную информацию. Надо добавить ваш блог в закладки

  2. Много хороших, полезных советов. Согласна с автором, ребенка нужно поощрять. А насчет мужчин они как дети малые, чем больше хвалишь, тем они лучше становятся.

  3. Оля:

    Отличная статья! Много полезного для себя подчерпнула!
    Да и вообще, logopedova.ru — очень хороший сайт!
    Спасибо Вам и хорошего всем настроения!
    картинка для настроения

  4. Оксана:

    Здравствуйте.
    Очень полезная и интересная статья!
    Спасибо Вам за эту информацию.

Добавить комментарий